Громкий скандал уже который месяц сотрясает мир школьного образования Петербурга. Совладелец холдинга «Балтимор» Алексей Антипов подал в суд на Элитную гимназию за «ненадлежащее обучение дочерей». Как водится, одно разоблачение потянуло за собой другие: выяснилось, что преподавание в гимназии поставлено плохо, учителям недоплачивают, и вообще это не то гнездо шарлатанов, не то концлагерь для «золотой молодежи».   

Казалось бы, все просто и ясно. Кроме, разве что, одного: до сих пор в прессе звучал голос только одной стороны. Однако когда была озвучена позиция руководства частной школы, история оказалась не такой простой, как о ней писали. Принципиальная позиция руководства гимназии проста и понятна: во всем мире очень осторожно относятся к информации, затрагивающей интересы детей. Поэтому заботливый отец вполне мог обвинять во всех смертных грехах школу – возражение немыслимо без рассказа о том, как все обстояло на самом деле, а этот рассказ ударил бы рикошетом по детям, и без того очень проблемным. Родители имеют право говорить и писать о своих чадах все, что угодно, педагоги – не имеют, на то они и педагоги.

Со мной тоже согласились разговаривать при одном условии: не предавать гласности ни одного факта о детях. Собственно говоря, я заподозрила неладное, едва ознакомившись с претензиями отца. Проверка знаний в новой школе, в которую поступили дети после гимназии, показала, что у них отсутствуют знания по химии, по биологии, географии, нет базовой подготовки по русскому языку…

Это меня и насторожило. Если дети поступили в девятый класс и проучились один год, как можно обвинять гимназию в том, что у них отсутствуют базовые знания по русскому языку - ведь он преподается в неполной средней школе. Да и химия, и биология начинаются не с девятого класса – куда делись все те знания, которые имели девочки раньше? А если ни одна школа, в которой учились дети, ничему не смогла их научить, так ли виновата школа? Так оно и оказалось.

Дочери г-на Антипова сменили уже не одно учебное заведение, и в Элитную гимназию они попали по одной-единственной причине: здесь воспитание наряду с индивидуальным обучением дает возможность скорректировать многолетнее отставание по всем предметам. Но и в этой гимназии не удалось это сделать - просмотрев журналы, тетради, докладные, объяснительные, поговорив с педагогами и воспитателями, могу сказать: причина отсутствия знаний проста - девочки не хотели учиться. Принципиально и демонстративно. Так, как не хотят подростки, у которых в жизни совершенно другие интересы.

Забрать детей из гимназии – право отца, но подавать в суд на школу за то, что она не смогла исправить педагогически запущенных детей… не совсем хорошо. «Да, это нехорошо - соглашается директор школы Нина Кавелина – только никто на нас в суд не подавал. Все наоборот – гимназия обратилась с иском в судебные органы против родителя Антипова А.К. – за неуплату по договору. И не в деньгах дело: в данном случае деньги оказались единственным аргументом, понятным родителям-бизнесменам. При наличии доброй воли всегда можно найти взаимопонимание. Более того, гимназия проводит социально ответственную политику и обучает бесплатно детей из малообеспеченных семей. Обращение в суд стало делом принципиальным: вопрос зашел об устоях, базовых принципах, на которые опирается не только наша школа, но и, в идеале, вся система образования».

Оказывается, не Алексей Антипов забрал девочек из школы, а гимназия отказалась продолжать их обучение, поскольку его дочери не только не учились сами, но и плохо влияли на других детей, подавая откровенно дурной пример. «Если семья разделяет ценности, которым следует в своей непростой работе школа, - успех в воспитании детей гарантирован, - говорит Нина Кавелина. – Но если семья обесценивает работу школы, навязывая ей свои сомнительные ориентиры, - это вызов школе, вызов системе образования в целом».

Речь не идет о качестве образования и питания – все соответствует государственным требованиям, - речь идет о подмене ценностей и понятий.   Как ни громко это звучит, проблема, с которой столкнулась гимназия, оказалась в том, что наша страна в годы перестройки потерпела идеологический крах. Представления о дурном и хорошем, этика и мораль к которым мы привыкли с детства, перестали «работать» в обществе с разрушенной структурой и перевернутой иерархией ценностей.

В результате, с начала 1990-х годов общество в целом и система школьного образования испытывают давление со стороны новой бандитско-рыночной «элиты». В том, что на ту пору позицию элиты занимали именно бритоголовые «братки» в малиновых пиджаках с золотыми цепями, нет ничего странного или ужасного: так всегда происходит в период первоначального накопления капитала. Впоследствии, они сменили свою «спецодежду» на костюмы от Армани, и стали хотя бы внешне соответствовать образу легальных бизнесменов. Проблема в другом: рецидивы прежнего поведения преодолеть удалось не всем. И противостояние продолжается.

«Зачастую мы оказываемся перед выбором: либо говорим о формировании человеческих качеств и труде на благо общества, либо признаем себя предприятием сферы услуг наравне с рестораном или баней, - говорит директор гимназии. – Пришли учиться, - учитесь, но я не позволю превратить школу в магазин оценок и аттестатов. Стремление к знаниям и достойное поведение нельзя купить за деньги. Если родители отдают своих детей в школу, но с установкой «кто платит, тот и заказывает музыку», - то, уважаемые господа, вы ошиблись адресом: наша школа под вашу музыку танцевать не будет».

Обращение в суд оказалось своего рода Рубиконом: в петербургских СМИ против гимназии была развернута настоящая информационная война с целью нанести удар по ее репутации. «Проблемы неблагополучия детей не решаются войной со школой. Я уверена: гимназия, преодолев эту ситуацию, станет только сильнее, потому что в системе духовных ценностей, свойственных для сферы образования и культуры, привычные для бизнеса методы решения проблем оказываются совершенно бессильны. Очень жаль, но в данном случае гораздо проще оказалось свалить свои проблемы на школу чем признать ответственность за воспитание собственных детей и извиниться перед школой за их недостойные поступки, о которых по этическим соображениям мы говорить не будем, - говорит Нина Кавелина.

- Грязные технологии, к которым прибегает господин Антипов, выглядят в этом свете почти естественно. Как показывает практика нашей работы с родителями-бизнесменами, претензии, причем в самой причудливой форме, к сожалению, неожиданно появляются в тот момент, когда необходимо ликвидировать задолженность по оплате».

Одним из шагов, предпринятых Алексеем Антиповым, стала подача встречного иска с утверждением, что договор между ним и гимназией никогда не заключался. Это можно было бы посчитать причудой бизнесмена, если бы не вот это сообщение из ленты новостей, датируемое 8 декабря минувшего года. ВТБ обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к компаниям холдинга «Балтимор» на сумму 308, 2 миллиона рублей. Осенью прошлого года компания взяла кредит в банке и не погасила задолженность в срок. Дело обычное. Но один из совладельцев кампании - Алексей Антипов - утверждает, что договорился с банками о пролонгации долга и не понимает, почему ВТБ обратился в суд. Похоже, речь идет о полной утрате связи с реальностью, нежеланием платить по любым счетам, отвечать за что бы то ни было.

Как подчеркивает директор гимназии, этот судебный процесс должен стать первым и последним в практике школы, должен создать прецедент торжества ценностей культурных над меркантильно денежными. «Школа – любая, государственная или негосударственная, не может себе позволить оставаться слабой, - говорит Нина Кавелина. – Ее ответственность слишком велика».

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter