Что-то было в этом человеке сильное, мощное, стихийное. И вот Сашу Литвиненко как он защищал. И как раскаивался в своей ставке на Путина.
Я почему-то была уверена, что он вернется, что он еще сыграет свою партию в российской политике... Какой неожиданный финал. Поразительно." — описывает свои ощущения Ксения Ларина.
"Первых по-настоящему крупных русских бизнесменов 90-х годов с легкой руки Бориса Немцова стали называть олигархами, — пишет Евгений Киселев. — На самом деле, какие они, к черту, были олигархи?! Денег у них было много, а власти никакой. Потому-то их потом в одночасье нагнули, скрутили в бараний рог, поставили на колени, заставили сапог целовать. А тех, кто не хотел гнуться — вышвырнули из страны, самых же упрямых или непонятливых посадили, как Ходорковского. Это теперь, куда не плюнь — огромная власть и гигантская собственность в одних руках. Тогда этим мог похвастаться, наверное, только один Березовский. Он был единственный настоящий олигарх — и при деньгах, и при высоких должностях, заместитель секретаря Совета безопасности, секретарь исполкома СНГ, тайный советник, вхожий в высокие кремлевские кабинеты. "Делатель королей". Борис Абрамович любил иногда прихвастнуть, но в то, что это именно он придумал комбинацию с досрочной отставкой Ельцина и превращением Путина из премьер-министра в и.о. президента страны... Но Березовский был обречен. Революция всегда пожирает своих детей, а короли и президенты рано или поздно избавляются от тех, кто способствовал их возвышению. И чем больше способствовал, тем быстрее избавляются."
"В последнее десятилетие официально назначенный госпропагандой на роль врага России, и по совместительству — главного спонсора оппозиции, Борис Березовский как нельзя лучше этой роли соответствовал, — пишет Дмитрий Клейн.
— Ну как же! Типичная внешность опереточного Мефистофеля — врага рода человеческого вообще.
Нерусский. Умный. Ироничный. Самостоятельный. Богатый. Независимый в суждениях. Отважный в поступках. Не признающий никаких авторитетов. Конечно же, перед нами профессиональный авантюрист — сам дьявол во плоти…
Но самая удивительная новость для профессиональных патриотов — Березовский по-своему любил Россию и искренне желал ей добра. Он видел свою Родину свободной, современной, цивилизованной страной 21 века. И вот, за все вышеперечисленное средневековая, косная, державно-боярская Россия коллективно подписала ему смертный приговор."
"На оранжевую революцию 2004 года Березовский выделил 38 миллионов долларов и рассчитывал получить дивиденды после ее победы, — замечает Станислав Белковский. — Но этого не случилось. Украинские партнеры его, как принято говорить, "кинули". С этого момента у него начались неудачи и упадок. Главным ударом стало то, что после смерти Бадри Патацаркацишвили в 2008 году, выяснилось: друг его всю жизнь обманывал и все активы Березовского оформил на каких-то своих людей.
Березовский остался практически без денег и это толкнуло его на самоубийственный путь суда с Абрамовичем, который закончился очень плохо. Суд отказал Березовскому и создал прецедент, после которого он уже не мог выигрывать другие суды.
Березовский — человек с очень развитым инстинктом саморазрушения, впал в глубокую депрессию. И версия самоубийства мне кажется волне убедительной."
Мнение Глеба Павловского: "Это человек, который изменил политическую традицию. После распада СССР считалось, что есть объективные процессы, природные явления, на которые невозможно повлиять. А Березовский порвал с этой идеей, когда отказался поверить, что Ельцин не сможет выиграть выборы 1996 года, и тут ничего не поделаешь. Он вмешался и повлиял на события, чем изменил политику. Это его заслуга.
С другой стороны, он никогда не умел разделять политику и бизнес. Это его ошибка. Он бы добился большего, если бы не стремился обналичивать каждый свой успех в 90-е годы. Березовский демонстрировал откровенную корысть. Это, в конечном счете, похоронило его репутацию.
Его свойства характера были не лучшими, я наблюдал, как трудно людям, которые имели с ним дело. Но есть такое понятие — злодеи развития. Люди, которые будучи неприятными, в то же время реально меняют жизнь и способствуют прогрессу.
У него осталось мало друзей. В частности, потому, что многие обязаны ему своей карьерой и теперь не хотят об этом вспоминать. Последнее десятилетие было для Березовского неудачным, мучительным. Для него эмиграция стала пенсией, я уверен, что он заканчивал свою жизнь в депрессии. Да, он все время пытался продолжать влиять на политику, но его усилия оказывались тщетными."
"Это Россия с ним проделала! — описывает свое видение смерти Березовского Эдуард Лимонов. — Вчера вечером я уже написал ему некролог для "Известий", я оказался добрее большинства высказавшихся о его смерти.Люди помельче меня не преминули отчитать умершего БАБа. Я же, поднявшись над идеологиями, поместил его среди шекспировского статуса героев 90-х, одним из них.
Вот так, Березовский казался сильным и хищным,и несгибаемым, а оказался хрупким и ломким. Режим — режимом, но это Россия с ним проделала. Россия, она кого хочешь захватит мертвыми руками, обольщая...
А в пустых залах бывшего "Логоваза" ночью скрипели полы и стоял ужасающий скрежет. То бродила по паркетам неуспокоенная душа Бориса, и швыряло ее от стены к стене."
"Трагедия – лучший из вариантов финала для Бориса Абрамовича Березовского в сложившихся жизненных обстоятельствах. Было бы хуже, если бы его полная авантюр, интриг и скандалов жизнь закончилась фарсом или комедией. А так есть загадка, интрига, осадок горечи и сострадания и возможность для его товарища Дубова дописать эпический роман о диком русском капитализме "Большая пайка", — комментирует смерть Березовского Павел Шеремет.
"Мне не под силу понять и взвесить жизнь умершего . Но для меня он, увы, останется одним из тех многих, кто убил в младенчестве демократию в России. Хладнокровно, цинично и осознанно..." — резюме Федора Мухина.
"Все так помои на Березу льют — как-будто, сами не такие. Они все в белом — один Абрамыч Рассею с пути истинного свернул и снасиловал... Уж мымринский … (намек на Г.Зюганова) — "православного воспитания" вообще с его ладошки кушал." — пишет Роман Калинин.
Насчет того — писал ли или нет Березовский перед смертью покаянное письмо Путину, которое со слов пресс-секретаря президента есть, но его почему-то не хотят никому показывать (некий текст, про который пресс-секретарь Владимира Путина сказал "оно близко" опубликован в ЖЖ Виктора Телегина) — мнения блогеров разошлись.
"Насчет покаянного письма Березовского Путину, это уже откровенный бред. Если так и дальше пойдет, то скоро у них и стерхи начнут писать докладные по инстанциям...", — пишет Григорий Нехорошев.
"Странно: посылать Путину письмо с покаянием и нижайшими просьбами и параллельно поливать его во всех интервью, — считает Андрей Мальгин. — Вообще-то Березовский одно свое очень личное письмо Путину опубликовал: ТУТ. Как раз несколько месяцев назад. Сдается, что товарищ Песков — большой врун."
"В самоубийство Березовского мне поверить трудно. Невозможно, — пишет Сергей Пархоменко. — Однажды мы с ним заговорили — как-то случайно разговор вырулил на эту странную тему — о здоровье и болезнях. Он мне сказал: "Мое здоровье — это еще одно мое оружие. Кто первый умер — тот и проиграл. Я все время выигрываю..."
Это в нем очень сильно сидело.
В последний раз я его видел ровно год назад. Не похож он был на потенциального самоубийцу. Совсем."
А вот мнение Евгении Альбац: "Очень похожий разговор с БАБом у меня был в конце января. Только по телефону — он позвонил мне в гостиницу в Лондоне. Он взял с меня слово не цитировать его. И не буду. И, да, он очень хотел домой. Поэтому я не удивилась, услышав про его письмо Путину."
"Сдался Борис Абрамович. Понял, что создал монстра, который погубит не только его. Но… поздно…" — пишет Николай Панин.
"Как-то они уже совсем переигрывают. "Не хотел жить, разорился, последний миллиард кончился". "Да, жить не хотел, сам говорил, не под запись, конечно, просто поговорить хотел. Но я все помню. Так он признавался — дураком был, переоценил себя, Запад гнилой, хотел вернуться в Россию, пусть даже в тюрьму, как Ходорковский. Но уже не верил, нет, и взгляд такой, знаете — видно, не жилец, не жилец", — комментирует Константин Крылов.
"Это один из самых распространенных предпринимательских рисков — риск полного разорения, финансового банкротства, — пишет Константин Боровой. — Если этот риск накладывается на состояние депрессии, начинается банкротство моральное.
Я знаю многих, кто разорившись до нуля, испытав позор и потеряв вообще все, начинал с начала, с нуля, и вставал на ноги. Я знал нескольких, кому удавалось это сделать дважды за свою жизнь. Но, конечно, не в 67 лет.
Признавать собственную слабость было не в его характере. Мы дважды спорили и оба раза он отказывался признавать очевидное — не позволяла гордость. И, тем не менее, я восхищаюсь его нежеланием смириться с собственной слабостью и невезеньем. И его смелым шагом. Главное, совершать такие поступки весело, с улыбкой на лице…"
"Одним из первых под некрологом должен стоять автограф нынешнего президента, — пишет Алексей Малашенко. — Кем бы стал В.В.Путин, не поддержи его Борис Абрамович. Но этой, как и других подписей, мы не увидим, как не увидим "пышного" официального некролога. Его не может быть по определению. Многим вообще хочется вычеркнуть Березовского из своей памяти — и чем быстрее, тем лучше. Уверен, однако, что есть немало политиков, которые втихаря подымут рюмку за БАБа — одни в знак тайной благодарности, другие просто из-за уважения к его личности. Его можно ненавидеть, проклинать, его трудно любить, но уважения он достоин.
Березовского сложно отнести к какой-то одной эпохе — постсоветско-ельцинской, постсоветско-путинской, он застрял между лихими 90-и, и коррупционно-застойными 2000-и. Березовский — медиатор политиков, посредник между временами, великий комбинатор, которому в решающую минуту отказало чутье. Покуда он продолжал разыгрывать изысканную шахматную партию, вошел борец (им же и приведенный) и кинул его через плечо. Шахматный опыт политической интриги оказался бесполезным и более уже невостребованным.
Кремль придумал для него "должность" козла отпущения. На Березовского валили все, что угодно. Обвинения сыпались по самым разным поводам. Казалось, еще немного и на него повесят убийство Кеннеди. Кремлевская мстительность смотрелась даже не жестокой, но какой-то глуповатой… Не знаю, издадут ли когда в ЖЗЛ биографию Борис Абрамовича? Хотелось бы – ведь судьба этого незаурядного человека и олигарха весьма и весьма поучительна. В том числе и для его недругов."
"Безотносительно того, от чего именно умер Борис Абрамович — болезнь, самоубийство, ну или второе, вызванное первым, — ясно, что он умер из-за того, что его жизнь потеряла смысл, —
пишет Дмитрий Ольшанский. — Власть, которую он во многом помог создать, и на падение которой он так надеялся, — не только не рухнула, но и укрепилась, и собирается править нами еще долго-долго. Поэтому вернуться к серьезной политике и серьезным деньгам, вообще к серьезной "игре" — он не мог.
Ну а быть постепенно беднеющим английским, израильским или каким угодно еще "пенсионером" ему явно было неинтересно. Поражение от Абрамовича в суде стало, видимо, последним психологическим, да и финансовым ударом."
Дарья Митина так описывает свои ощущения от общения с Березовским: "Был блестяще умен, — все-таки в советское время член-коррами Академии наук абы кто не становился, — и крайне хитроумен, но не мудр. Я это поняла только в ходе личного общения в Лондоне, уже после его бегства. Он был очень успешен тогда, когда сосредоточил в своих руках два необходимых элемента, sine qua non: деньги и возможность влиять на власть. Если один из этих элементов исчезает, то и Березовский становится неэффективен, беспомощен.
Кроме того, он оказался из породы тех людей, которые, оказавшись за пределами страны, мгновенно утрачивают способность ее чувствовать и понимать. Перестают улавливать связь между процессами, тут же теряют канву событий. Борис Абрамович оказался человеком очень нерусским — не в этническом смысле, а в смысле того, что, как выяснилось, он никогда не понимал Россию. И это, в конечном счете, его и погубило. Он ее по-своему очень любил, страстно стремился вернуться, но абсолютно не понимал. Деньги — вещь универсальная, везде работают одинаково, а вот отношения в социуме — это совсем другое, и это оказалось его слабым местом.
И еще, из личных наблюдений. БАБ совершенно не умел вести диалог. Он не слышал собеседника. Сколько бы человек не участвовало в разговоре, — двое, трое, группа людей, — он всегда разговаривал сам с собой. Это удивляло и раздражало — типа, раз позвал поговорить, какого черта не слушаешь?"
Комментируя теперь уже посмертную судьбу Березовского, Андрей Мальгин так описывает разговоры о том что "наверху рассмотрят" идею похорон бывшего олигарха в России, если такая просьба поступит: "Я что-то не пойму. Почему где-то какое-то должно приниматься решение? Разве не может человек быть похоронен в Москве, в семейном захоронении, просто по умолчанию? Или тем, против кого возбуждены уголовные дела, нельзя в Рашу въехать даже в виде трупа? Почему это вообще обсуждается? "Сначала дождемся..." Что за бред. Путин, что ли, будет решать? Вряд ли родственники Березовского планируют похоронить его в Кремлевской стене."
"Вот сука, хочет увидеть его в гробу", — комментирует новость о возможности похорон Березовского в России Павел Лобанов.
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Дмитрий Разин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter