Адвокат ходатайствовал об опросе в суде ряда людей, чьи высказывания были опубликованы на сайте Сахаровского центра и сочтены прокуратурой проявлением "политической деятельности НКО". Они были посвящены в том числе военному конфликту на юго-востоке Украины.
Крупский отметил, что эти люди не являются членами Сахаровского центра, и их важно допросить, чтобы понять, выражали ли они свое мнение или позицию организации.
Он подчеркнул, что Сахаровский центр — свободная площадка для дискуссий и не всегда разделяет мнение выступающих. Крупский заметил, что не понравившиеся прокуратуре цитаты были частью расшифровок выступлений на круглых столах. Однако судья и здесь отказала представителю НКО.
Крупский подчеркнул, что Сахаровский центр не обращался ни в какие государственные инстанции для проведения каких-либо реформ, о которых говорили некоторые участники дискуссии, и их слова были только выражением мнения, а НКО реализовала законное право на распространение информации.
Адвокат отметил, что НКО не пыталась влиять на органы государственной власти, тогда как именно факт влияния считается главным критерием признания "иностранным агентом".
Адвокат также отметил, что Минюст обосновал внесение Сахаровского центра в реестр "НКО, выполняющих функции иностранного агента" решением мирового судьи, оштрафовавшего организацию за нежелание регистрироваться в этом качестве. Крупский считает такую ссылку незаконной, поскольку это решение в силу не вступило и в настоящее время обжалуется в Таганском суде.
Он, кроме того, заявил, что проводившие проверки люди не были политологами, не заказывали экспертизу компетентным организациям, а сами вынесли решение о признании Сахаровского центра "иностранным агентом".
В противовес этому Крупский попросил суд изучить имеющееся в материалах дела экспертное заключение доктора политологических наук Александра Сунгурова, согласно которому в работе НКО нет признаков политической деятельности с целью оказания влияния на органы власти.
Защитник также отметил, что,
если Сахаровский центр будет внесен в реестр "иностранных агентов", он будет вынужден указывать этот статус на всех своих документах, анонсах круглых столов и т.д. Это может оттолкнуть потенциальных слушателей или участников мероприятий НКО.
Крупский подчеркнул, что в связи с этим организация будет нести необоснованные репутационные потери.
В свою очередь прокурор сослалась на то, что в 2014 году Сахаровский центр получал 88% своего финансирования от иностранных организаций, в частности от Национального фонда развития демократии США, филиала Фонда имени Генриха Бёлля и других НКО. Крупский отметил, что организация не отрицает наличие у нее иностранных источников финансирования.
Представитель Минюста в ходе процесса сослалась на определение Конституционного суда, согласно которому "внесение в реестр не влечет нарушения прав организации". Однако адвокат отметил, что это верно только в том случае, если внесение в список "иностранных агентов" обоснованно, что не относится к ситуации с Сахаровским центром.
Напомним, в конце марта мировой суд постановил, что Сахаровский центр должен выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей за отказ зарегистрироваться в реестре "иностранных агентов".
Между тем в настоящий момент в Европейском суде по правам человека на рассмотрении находится жалоба более десятка НКО на несоответствие закона "об иностранных агентах" Европейской конвенции о защите прав и основных свобод.
Напомним, в конце декабря 2014 года Сахаровский центр был внесен в реестр "иностранных агентов" по решению Минюста. В ведомстве заявили, что соответствие Сахаровского центра признакам "иностранного агента" было выявлено в ходе внеплановой проверки, которая проводилась "с целью проверки информации, полученной от гражданина, запретившего разглашать свои персональные данные". Сахаровский центр подал жалобу в Замоскворецкий районный суд на проведение этой проверки.
В 2013 году Генпрокуратура провела ряд проверок в офисах правозащитных НКО на предмет соблюдения законодательства о некоммерческих организациях. Некоторым организациям вынесли предостережения о недопустимости осуществления политической деятельности без регистрации в реестре "иностранных агентов", позднее они были обжалованы.
Отметим, что по результатам последней проверки прокуратура не имеет претензий к Сахаровскому центру.
Алексей Бачинский
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter