Несмотря на скромный масштаб акции протеста в моём городе, она - разумеется - часть общего тренда на радикализацию молодёжных и социальных настроений.
Путинское поколение, родившееся с приходом "пахана" к власти и не знавшее свободной России, начинает обретать опыт критического отношения к путинской реальности.
И хотя режим чувствует себя совершенно безнаказанно, куражась и демонстрируя "силу", он не в силах изменить законов собственной деградации, - точно так же, как агонизирующая монархия в начале прошлого века не могла отменить своего падения.
Чем жёстче и шире применялись карательные меры (с казаками на улицах и расстрелами демонстраций) - тем радикальнее становился сам протест. Сегодня мы видим начало того же процесса - с тем же (заранее известным) результатом.
Хорошее время перечитать горьковскую "Мать", а заодно вспомнить тему старых школьных сочинений про "Путь Пелагеи Ниловны в революцию". Шагов забитой женщины от сочувствия арестованному сыну до понимания логики его борьбы и распространения листовок, - не уж так много, как кажется.
Родители арестованных и избитых школьников, до сих пор лояльные режиму, могут проделать долгий путь "Ниловны" гораздо быстрее литературного персонажа (не зря же "думцы" хором требуют "не трогать молодёжь" - в страхе за душевный покой электората в год "выборов").
Как и удар по личному карману, задержка зарплат или реновация, - задержание сына переводит абстрактную "политику" в личный, семейный формат.
Массовые аресты и разгоны - это подлинная школа радикализации. И если учесть, что из 860 задержанных в Москве протестующих четверть (!) являлись несовершеннолетними, ясно, что это прямая угроза режиму, подрыв хвалёной "стабильности" в наиболее "взрывоопасной", молодёжной среде.
Причём, процесс невозможно загнать в бутылку, - а все долгие попытки (привет "кремлёвскому горцу" Суркову) вывести "породу" юного ручного путиниста, падкого до "бабла", "карьерных лифтов" и фейковой "движухи" - рухнули в момент столкновения с запросами молодёжи на реальный социальный адреналин в крови - вместо путинского "кваса" и "сиропа".
В России появилось (рождается на наших глазах) собственное "рассерженное поколение", в чём мы снова следуем известному европейскому опыту. Убеждаясь лишний раз, что российский мир (не путать с фейковым "русским") фундаментально связан с европейской исторической логикой, с европейской культурой, оставаясь (да, больной и неполноценной) - но всё же частью европейского мира.
До "студенческих бунтов" 60-х пока далековато, но кризис идеологической лояльности молодого поколения авторитарной логике путинизма - налицо.
И это - не просто эпизод политической жизни, это (я уверен) начало тренда, который в его полном развитии можно будет смело назвать новым "шансом 90-х" для России.
Поколенческий конфликт ценностей, который намечен сегодня, - это часть долгого и глубокого, глобального ценностного конфликта, который смертельно опасен для путинизма как тупиковой (изоляционистской, анти-европейской) концепции России.
Позитив (и надежда) в том, что протестный социальный тренд в ближайшее время будет неуклонно развиваться. Возможно, со спадами и паузами, но - волнообразно и по нарастающей. Эта объективная реальность - исторична и "физиологична" одновременно.
Точно так же родители бессильны "выгнать" из крови сына-подростка "излишний" тестостерон, "прекратить" его гормональные бури, пресекая взрослое бунтарство и пытаясь вернуть "послушного мальчика" в состояние управляемой "невинности".
Природа возьмёт своё (и в жизни, и в политике), а "рассерженное поколение" предъявит миру "предков" свой моральный счёт: за ложь и фальшь, воровство и предательство, тупость, войну и рабский выбор.
Возможно, молодые будут делать свои ошибки, проделают свой путь к очередному "тупику", - но это и есть жизнь, которая берёт своё даже в авторитарных системах. И если ржавеют политические механизмы конкуренции, в дело вступает поколенческий ценностный конфликт, неотвратимо ведущий к обновлению.
"Страна советов" отдала богу душу не столько потому, что рухнула под грузом политической конкуренции, а гораздо раньше, в момент, когда молодёжь сделала выбор в пользу западной культуры и западных ценностей.
Путинизм ожидает та же "совковая" история, он уже внутренне мёртв, а полиция с посадками - не слишком адекватный способ борьбы с ценностным развалом.
Кризис в России - объективная история, и вряд ли режиму удастся загнать её в полицейские рамки камер и автозаков, в прошлый аполитичный отстойник.
Я со всё большим оптимизмом наблюдаю за развитием событий. И наверное, впервые за долгие годы вижу первую реальную тропинку к твёрдой почве под ногами - в нашем историческом болоте.
! Орфография и стилистика автора сохранены